Стиля «КЛАССИКА», зарубите себе на носу, НЕ СУЩЕСТВУЕТ (с) А. Васильев

Стиля «КЛАССИКА», зарубите себе на носу, НЕ СУЩЕСТВУЕТ (с) А. Васильев

Интервью с Александром Васильевым

1.Какой стиль декорирования интерьера является самым актуальным на данный момент?

Одного-единственного стиля как такового нет, есть несколько направлений, несколько стилей, которые актуальны в первую очередь. Сегодня популярен стиль ретро — возвращение в прошлое. И практически ни один интерьер сейчас, будь то ресторан или холл гостиницы, не обходится без ассоциаций с прошлой жизнью. Сейчас актуальна мечта об ушедшем, и мы стараемся это подчеркнуть рисунком мебели, ткани, цветом стен, посудой. Вот когда вы приходите в магазин, вам же не предлагают футуристическую посуду, хотя есть такое направление — квадратные и треугольные тарелки, ложки такой формы, которые неудобно держать, и все знают, что это неудобно (их и в «посудомойку» плохо складывать).
Вам предлагают испанский, датский фарфор, английский Wedgewood, фантазии на тему королевского дома, то есть самое актуальное, что есть сегодня. Вот вы приходите в салон гардин, что вам предлагают? Драпировку, бахрому. Вам никто не предлагает металлических циновок, а они есть, но они для уж очень, как бы сказать, экстравагантных особ и весьма небольшого в процентном отношении контингента клиентов.

Что еще актуально?

Конечно, фьюжн (fusion), когда мы все мешаем. Вот если раньше была такая тенденция: если ампир, то и двери, ручки, шпингалеты, и батареи и тарелка, и книжка — все в стиле ампир. Был, как бы некий диктат стиля, а фьюжн позволяет нам создавать интерьеры, которые дают возможность путешествовать вокруг света, не выходя из своей квартиры. Когда из китайской комнаты вы попадаете в арабскую курительную, а из английской гостиной во французскую спальню…
Такое смешение стилей в XIX в. называлось эклектикой, сейчас мы слова «эклектика» пугаемся и вместо этого термина употребляем «фьюжн», но суть от этого не меняется. Вы можете назвать горчицу латинским термином, а можете — просто «горчица», все равно это будет одна и та же субстанция. Поэтому если говорить об эклектике, то, конечно, огромную роль сегодня играют восточные влияния, вкрапления японского, китайского, индийского арабского акцента. Все это пришло в моду как результат глобализма. А глобализм пришел в связи с появлением Интернета.
Как только распространился Интернет, мы стали близки, как никогда. Расстояния заметно сократились — и Интернет, и телевидение позволяют нам видеть новости любой точки мира. Культура Азии изначально манила нас своей загадочностью, а сейчас привлекает ценами. Европейская мебель завышено дорогая и не всегда отличается потрясающим качеством. Поэтому не будем обманывать покупателя — итальянская мебель часто делается в Индонезии и Вьетнаме, не обязательно в Италии. Поэтому мой совет — относиться серьезно к восточным стилям. Во многих странах наблюдается большой интерес к национальной культуре. Вернемся к теме блошиного рынка в Киеве. Я как-то увидел там такой потрясающий предмет, для интерьерного дизайна — просто шедевр! Это был сундук, я думаю, западноукраинский или закарпатский, на высоких ножках, по форме напоминающий византийский саркофаг, украшен орнаментом дохристианской эпохи.
Там солярный знак — солнце с кривыми лучами, шашечные и эмпирические рисунки, и практически нигде нет знаков креста. Я уверен, что сделан он 100–200 лет назад, но вид у него самого раннего средневековья — дохристианской эпохи. Стоил $150 долларов. Мелочь по сравнению с ценами, которые на рынке мебели сейчас. Если бы у меня была квартира в Киеве, первое, чтобы я сделал — купил бы такие сундуки, потому что это редчайший предмет ранней средневековой культуры. Обратите внимание на расписную украинскую мебель, посуду. Цвета посуды — охра, зелень — типичны для византийской. Подобного рода мисочки, кувшины — для меня это было открытием — аналогичны по рисунку и цветам тем образцам, которые находят в раскопках в Стамбуле, которые бытовали в Константинополе и Византии вплоть до XV в. А так как Византия была большая страна и захватывала юг славянского мира, то через Румынию и Венгрию эти цветовые сочетания дошли до керамики Закарпатья. И именно поэтому в Украине сохранилась традиция лоскутного византийского орнамента, который великолепно вписывается в интерьер.
Я всем советую обратить внимание на национальные особенности своей страны, это будет очень красиво.

Далее из современных стилей хай-тек и минимализм, могу сказать, совершенно вышли из моды. Они оказались очень непрактичными, неудобными и нечеловечными. Наш соотечественник, выросший в условиях СССР, не может жить в стерильной чистоте, потому что мы по своей натуре люди взбалмошные и беспорядочные.
По каким характеристикам можно узнать постсоветскую женщину? Это та, которая по утрам просит своего мужа позвонить ей на мобильный, чтобы найти свою сумочку с телефоном, правда? Она не помнит, куда она ее кладет. Какой тут может быть минимализм? Мы любим все разбрасывать, у нас все немножко вместе: мы едим перед телевизором, пьем чай — с нами тут же дети, кошки, подруги, телефоны…

2. А как же классическое направление?

Когда клиент приходит к декоратору и просит его оформить интерьер, самое частое, что приходится слышать: я хочу в классическом стиле. Правда? И никто не знает, что такое эта пресловутая классика. Готика или рококо? Ампир или сталинский стиль? Это ар-нуво или ар-деко?

Еще раз хочу сказать, такого стиля — классика, — зарубите себе на носу, не существует! Если вы оперируете термином классика, значит, вам нравится период Екатерины Великой (1770–1780 гг.), время возникновения классицизма в интерьерном искусстве. Но я уверен, что ни один из клиентов не имеет в виду именно это. Поэтому первое, что необходимо, это понять, что же клиент хотел сказать. Имеет ли он в виду английский клубный стиль под словом «классика» или французский бель эпок, или ему нравится итальянский ренессанс или немецкая буржуазность. Это совсем разные вещи.

3. Скажите, а в каких стилях оформлены ваши дома?

Они все оформлены в исторических стилях. Я очень люблю свой дом в Литве, он построен в 1912 г., с мебелью этой эпохи, с керамикой этой эпохи, печами этой эпохи, все это сохранилось и очень красиво.
Затем я люблю свою квартиру в Париже, которая оформлена в стиле французского романтизма эпохи Жорж Санд и Стендаля, очень красивое место. Мне очень повезло! Повезло в том, что все мои дома были сфотографированы ведущими журналами по интерьеру, я могу с гордостью их перечислить: ID, World of Intreriouse, House and Garden. А американский ID дважды публиковал фотографии: моего дома в Париже и дома в Литве. Это говорит о чем? У них же есть выбор? Значит, понравилось. Я очень горжусь этим.

4. Сами ли вы занимались декором ваших домов?

Всегда только я занимаюсь оформлением, я никогда никого не подпускаю к этому. И я очень не люблю перемен. Если я один раз сделал комнату, выбрал картины, цвет занавесок, то только когда они обветшают, я готов поменять их на подобные. Однако я не готов переоформить, я так свыкаюсь с моим интерьером, что хочу, чтобы он жил со мной 50 лет.

5. Есть ли у вас любимые цвета в интерьере?

Любимые цвета… Знаете, у меня пять домов, и я использовал почти все, что хотел. И модный сейчас лиловый и изумрудный, и синий, и коралловый и коричневый, и желтый, и оранжевый, и фисташковый, и оттенки красного, и серый, и голубой, и черный! Это такое счастье, что я смог во множестве комнат в разных домах и странах поэкспериментировать с разными цветами.
Я сделал одну комнату совсем черную, одну — белую, мебель и стены и в желтых, и в красных оттенках, и в розовых даже, я попробовал все! Я понимаю, что каждый из этих цветов прекрасен. И я не могу вам сказать, что моя жизнь была счастливей в белой комнате, красной или синей и зеленой. Конечно, все цвета обладают свойством воздействовать психически на человека, и мы видим, что люди реагируют на цвет по-разному и чувствуют себя по-разному в зависимости от тех цветов, которые доминируют в каждом помещении.

6. Что может рассказать интерьер о человеке?

Все! Это — зеркало души! Интерьер все может рассказать — что человек читает, какую музыку он слушает, какие цвета предпочитает, его отношение к природе, какими цветами или домашними животными он себя окружает, какие запахи царят в доме, какой стиль в выборе предметов мебели, ковров, керамики или светильников, как он относяися к собственной ванне, спальни…

7. Вы по роду своей деятельности достаточно много посещаете стран, городов. Можете ли вы сказать, интерьеры какой страны вам нравятся больше всего?

На вкус и цвет товарища нет, все зависит от психологии человека. Вы можете найти идентичные интерьеры в Мексике и в Италии, если психология идентична. Я в жизни видел очень много прекрасного, видел прекрасные интерьеры в Австралии, Гонконге, Тегеране, Буэнос-Айресе, Рейкьявике и Париже. Не могу сказать, чтобы была одна какая-то страна, которая произвела бы на меня большее в этом смысле впечатление. Но мне очень близки южноамериканские интерьеры, в них много ностальгии, души, характера, любовь к свету, что очень важно. Мне очень нравятся перуанские, бразильские интерьеры, они очень красивы, романтичны.

8. Говорят, что искусство вечно, картины, статуи всегда в моде…

И да, и нет. Живопись, скульптура тоже выходят из моды в зависимости от направления. Например, в интерьерах 1920-1930 гг. вы не увидите живописи барокко или интерьеров, где бы присутствовала живопись импрессионистов, потому что это не было модно. А потом вновь вошло в моду.

9. В сентябре в Киеве, в рамках международной выставки Decor, вы читаете две лекции на тему «Экзотизм в интерьере» и «Интерьеры 1960-х». Можете кратко рассказать, на чем вы будете акцентировать внимание?

Мода на экзотизм в интерьере началась в XVIII в. Массированный экспорт китайского фарфора, утвари, лаков, мебели, шелка ввел в моду стиль шинуазри, или «китайщина», подражание китайскому стилю. Родоначальником экзотизма в европейском интерьере следует считать шинуазри, который существовал в 1730-1760 гг. 30 лет большого успеха, затем вытесненного любовью к Турции, — результат турецких войн конца XVIII в., что ввел в моду диваны, ковры, пуфики. Это влияние типично для второй половины XVIII в., в середине XIX в. экзотизм много раз менял вектор, возвращаясь то в мусульманство, то в Китай, и, в конце концов, к Японии.
Это еще одно важное направление, которое вошло в моду в 1860–1870 гг. А уже в XX в. возник огромный интерес к культуре Африки, особенно в 1920-е годы: скульптуре, керамике, поделкам из дерева. Что весьма повлияло на развитие интерьера. А во второй половине отмечалось смешение стилей южноафриканского, австралийского и индийского дизайнов — мы переживали эпоху фьюжн и смешение различных направлений.
1960-е гг. были, с одной стороны, эпохой войны, с другой, — эпохой космических открытий. Поэтому появляется желание употреблять новые формы в дизайне помещений, новые пропорции мебели, металл и пластик, округлые формы, напоминающие космические аппараты, абстрактные формы в живописи и ткани.
Все это делает интерьеры 1960-х особыми и непохожими ни на что. Опять же, конец 1960-х — это взлет в стиле хиппи, входят в моду марокканские, алжирские подушки и ковры, индийские благовония, и мы наблюдаем интерес к гаремной культуре. (с)

Оригинал http://vassiliev.com.ru/wp-content/d…v_18.03.09.pdf